Моделирование пассажиропотока в пересадочном узле Малого кольца Московской кольцевой железной дороги

1. Проект

Имитационное моделирование пассажиропотока в проектируемом транспортно-пересадочном узле (ТПУ) «Черкизово».

2. Область применения проекта

Область применения – моделирование пешеходных потоков на объекте городской транспортной инфраструктуры.
Заказчик проекта: ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (далее – ОАО «МКЖД») – совместная компания Правительства Москвы и ОАО «РЖД».
Результаты работ переданы в ОАО «МКЖД».

3. Научно-техническое описание

Модель ТПУ «Черкизово», реализованная в среде разработки моделей AnyLogic, опирается на агентный метод моделирования, применяемый в пешеходной и железнодорожной библиотеках продукта. Для визуализации модели использовалась функциональность 3D-моделирования.
В модели ТПУ «Черкизово» интегрированы перспективная станция ОАО «МКЖД» и существующая станция метрополитена «Черкизовская» Москвы.
Модель состоит из следующих элементов:
- Северный терминал ТПУ;
- платформы ТПУ;
- Южный терминал ТПУ;
- Южный переход из метрополитена в терминал ТПУ;
- Южный павильон метрополитена;
- платформа метрополитена;
- Северный павильон метрополитена;
- Южный переход из метрополитена в терминал ТПУ.
В модели рассмотрены следующие основные виды «корреспонденций» пассажиров:
- метрополитен – МКЖД;
- наземный транспорт (НГПТ) – МКЖД;
- личный автотранспорт (парковки) – МКЖД;
- пешеходы – МКЖД;
- обратные виды корреспонденций с МКЖД.
Алгоритм передвижения пассажиров на вход и выход представлены на рисунке 1.


















Рисунок 1 – Алгоритм передвижения пассажиров на вход и выход

Для корректного воспроизведения системы модель учитывала такие особенности как:
- неравномерное распределение нагрузки на терминалы ТПУ;
- график (интервал) прибытия электропоездов МКЖД и метрополитена (залповое распределение пассажиров во времени);
- неравномерность распределения пассажиров в составе электропоездов МКЖД и метрополитена (в вагонах ближе к выходу пассажиров больше);
- процентное распределение пассажиров, имеющих проездные документы и не имеющие их;
- процентное распределение пассажиров, приобретающих проездные документы в кассах или билетопечатающих автоматах (БПА);
- учёт льготных категорий граждан, покупающих проездные билеты только в кассах, при предоставлении необходимых документов (влияет на время обслуживая в кассах).
Моделирование проводилось по исходным данным, предоставляемым заказчиком, среди которых были:
- характеристики составов, вагонов, эскалаторов, платформ и турникетов;
- распределение пассажиропотока по количеству входов и выходов, билетным кассам, автоматам по продаже билетов, а также распределение пассажиров по составу поезда и по платформе;
- время на обслуживание одного пассажира в кассе и автомате по продаже билетов, время прохода через турникеты, время стоянки поезда на платформе;
- скорость движения пассажиров пешком и скорость движения поездов вдоль платформы.

4. Стадия разработки проекта

Стадия разработки – завершенный проект. Проект выполнялся в период с апреля по май 2014 года.

5. Результаты (прогноз результатов) проекта (работы)

Результаты моделирования свидетельствуют, что рассмотренное планировочное решение ТПУ «Черкизово» полностью справляется с заданной нагрузкой и имеет запас по лимитирующим элементам. Однако в условиях увеличения пассажиропотока движение будет затруднено из-за очередей в кассах, так как они расположены по ходу следования к турникетной группе – на пути основного потока пассажиров.
В целях оптимизации нагрузки на билетные кассы и БПА и снижения продолжительности обслуживания пассажиров, приобретающих проездные документы в ТПУ, Заказчику рекомендовано реализовать комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на снижение количества обращений в билетные кассы и стимулирование использования БПА, а также других современных технологий оплаты проезда.
Также Заказчику рекомендовано уменьшить количество БПА, так как часть из них не будет использоваться даже в случае перераспределения пассажиров между кассами и БПА.
В дальнейшем модель ТПУ «Черкизово» будет использоваться специалистами ОАО «МКЖД» для определения оптимальных параметров других ТПУ МКЖД. Также на базе модели ТПУ «Черкизово» будут проводиться исследования поведения пассажиров при возникновении нештатных ситуаций (пожар в терминале, отказ эскалатора и другие).
По результатам работы получен положительный отзыв от руководства ОАО «МКЖД».

6. Компания, реализующая проект

Исполнитель проекта ООО «ИТС Консалтинг». Основу коллектива компании составляют сотрудники министерств и ведомств, органов исполнительной власти, научных организаций, отвечавшие за формирование государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также развитие Московского транспортного узла в целом.

7. Авторы модели

Разработчики модели: начальник проектной группы Пашкевич А.Г., старший инженер проектной группы Сибилев С.В.

8. Контактная информация

http://itscase.ru/contacts/

9. Полезные ссылки

Подробнее об этом и других проектах в области пешеходного моделирования можно узнать из видео специализированного семинара «Моделирование пешеходных потоков».




Яндекс.Метрика