Моделирование рыбообрабатывающего комплекса среднего рыболовного траулера-ярусника

1. Проект *

Имитационное моделирование процесса функционирования рыбообрабатывающего комплекса среднего рыболовного траулера-ярусника.

2. Область применения проекта

Область применения – судостроение (проектирование судовых рыбообрабатывающих комплексов в составе рыбодобывающих судов).
Заказчиком работ являлось Российское агенство по судостроению, Москва.
Результаты работ внедрены на базе ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (КБ «Восток»).

3. Научно-техническое описание

Одним из основных направлений деятельности ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» является разработка проектов судов различного назначения, в том числе и судов промыслового флота.
Определению основных характеристик рыбообрабатывающего комплекса необходимо уделять особое внимание на самых ранних стадиях проектирования промыслового судна.
На последующих этапах внесение изменений в характеристики комплекса может потребовать значительных трудозатрат, обусловленных необходимостью корректировки всего проекта.
Выбор оптимальных характеристик этого комплекса, особенно на стадии проектирования является достаточно трудной задачей.
Одним из вариантов ее решения является применение методов имитационного моделирования.
В качестве объекта для моделирования был выбран один из вариантов проекта рыбоперерабатывающего цеха среднего рыболовного траулера-ярусника (проект 13720), разработанный КБ «Восток».
Рыбообрабатывающий цех способен обрабатывать одновременно рыбу только одного породного состава. Именно это привело к необходимости создания нескольких имитационных моделей, отражающих различные схемы функционирования производства.
При реализации проекта:
– разработаны алгоритмы расчета пропускной способности рыбообрабатывающих комплексов;
– определены функциональные связи и маршруты движения сырья и полуфабрикатов между производственными ячейками, входящими в состав комплексов;
– разработаны имитационные модели, отражающие процесс движения потоков сырья и готовой продукции в процессе функционирования рыбообрабатывающего комплекса.
В состав моделей включено: обрабатывающее и морозильное оборудование, транспортное оборудование, приемные бункера, бункера промежуточного хранения, обслуживающий персонал и др.
При создании модели использовалась документация на рыбообрабатывающее оборудование BAADER и морозильное оборудование KVARNEN, а также отраслевые нормативные и статистические данные по рыбопереработке.
Создание имитационных моделей выполнено в среде лицензионного пакета имитационного моделирования GPSS World версии 4.3.

4. Стадия разработки проекта

Стадия разработки - завершенный проект. Разработка имитационных моделей выполнена в 2004 году (январь – июнь). Полученный опыт подтвердил, что практическое применение моделей возможно для решения задач оптимизации технологических процессов функционирования судовых комплексов рыбопромысловых судов и определения наилучшего соотношения их основных параметров, при котором обеспечивается заданная пропускная способность. Наибольший эффект от применения моделирования может быть достигнут при анализе обрабатывающих комплексов промысловых судов большого тоннажа, эксплуатируемых в разных районах лова. Обрабатывающие комплексы таких судов ориентированы на обработку широкого породного состава рыбы.

5. Результаты (прогноз результатов) проекта (работы)

На имитационных моделях была проведена серия экспериментов с целью определения:
– реальной пропускной способности комплекса при различных режимах работы;
– оптимальных режимов работы оборудования;
– оптимальной численности обслуживающего персонала цеха.
Основными регулируемыми параметрами являлись:
– количество поступающего на обработку сырья;
– режимы работы производственного оборудования;
– количество персонала, занятого на обработке сырья и обслуживании производственного оборудования;
– количество рабочих смен и их продолжительность.
Эксперименты позволили получить данные по загрузке производственного оборудования при разных режимах его работы и выбрать оптимальные режимы, а также обнаружить «узкое» место в производственной системе цеха и сформировать рекомендации по его ликвидации.
Выработаны рекомендации по возможному сокращению первоначально планируемой численности обслуживающего персонала цеха.
Сокращение было достигнуто путем занятия рабочих цеха, имеющих низкую загрузку в течение смены, на смежных работах.

6. Организация, реализующая проект

ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ФГУП «ЦНИИ ТС»), Санкт-Петербург. Ведущий научно-исследовательский центр судостроения и судоремонта России.
Руководитель проекта: Плотников А.М., ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», Санкт-Петербург.
Ключевой специалист и эксперт: Руденко А.И., ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», Санкт-Петербург.
Разработчики модели: Любимова И.Е., Долматов М.А., ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», Санкт-Петербург.

7. Финансирование

Финансирование работ осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база», раздел «Технологии транспортных систем», НИР «Система» (этап 3).

8. Авторы модели

Плотников А.М., Руденко А.И., Любимова И.Е., Долматов М.А., ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ФГУП «ЦНИИ ТС»), Санкт-Петербург.

9. Контактная информация

Контактная информация предоставляется по запросу на адрес электронной почты администратора сайта (при согласии авторов и разработчиков модели).

10. Литература

Результаты работы освещены в статье Долматов М.А., Любимова И.Е., Руденко А.И. «Опыт использования пакета GPSS World для анализа функционирования рыбообрабатывающего комплекса промыслового траулера-ярусника» // Сборник докладов второй всероссийской научно-практической конференции по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности «Имитационное моделирование. Теория и практика» ИММОД-2005 (19-21 октября 2005 года), Санкт-Петербург 2013, Том II, с. 92-96.
Труды конференции размещены на сайте www.simulation.su, раздел «Публикации за 2005 год».

* Информация о проекте размещена на сайте www.simulation.su с разрешения разработчика модели – ОАО «Центр технология судостроения и судоремонта». Копирование, распространение и переопубликование размещенных материалов или их фрагментов без письменного разрешения разработчика запрещено.




Яндекс.Метрика